Я апдейтила пост про школу. Можно посмотреть.
Сейчас буду слушать Мурашову же про границы.
Upd. Многие вещи я уже знала от udacha.mi.
***
Границы ставятся и проверяются всю жизнь.
1. Этап установления границ:
вначале жданный и любимый ребенок уверен, что все крутится вокруг него (первый год).
Базовое доверие к миру формируется до года (!)
С освоением мира ребенок сталкивается с запретом и это его не бесит, потому что мир многообразен и широк (есть чем заняться)
В 1,5-2 года осознает, что есть запреты, и запускается биологическая программа исследования правил мира.
Как отличить 2 исследования: исследование мира - смотрит на объект исследования, исследование запрета - смотрит на того, кто запретил (а что будет?).
Границы должны быть установлены жёстко и четко.
Способы работы ребенка с границами:
1. Агрессия, требование, истерика до синевы.
2. Нытье.
3. Манипуляция, лавирование и вбивание клиньев между родными ("А бабушка мне разрешает...").
читать дальше
Объяснения причины запрета до 3х лет - белый шум до момента, когда ребенок задаёт вопрос "Почему?", тогда он готов узнать причинно-следственную связь.
Притча 4. Про двух начальников, у которых надо подписать бумаги.
Первый спокойно подписывает, но только по вторникам и средам, а в остальные дни нет.
Второй начальник подписывает всегда, но иногда перед ним надо сплясать, иногда поплакать, а иногда вообще ничего не поможет.
К какому хочется самому ходить? К какому ходит ваш ребенок?
Если не успели обсудить какой-то запрет, то кто первый встал, того и тапки: первый запретил, второй поддержал, потом обсудили.
Если в принципе можно, то сразу дать, а не ждать, пока ребенок наорется, потому что если через 40 минут ора разрешили, значит, уже было можно.
2) если биологическая программа получила четкую обратную связь, то дальше переход на более цивилизованный уровень: ребенок спрашивает разрешения.
Если границы поставлены плохо, то этот архаический способ вылезет в подростковом возрасте. Агрессия, будет нерешительным или будет идти напролом.
В школе будет проверять учителя "тычком" (а что сделают?): не сделал, не задавали, а у меня нет. И так до смерти.
Если в детстве это происходит без участия ребенка, то в старшем возрасте нужно участие самого человека.
Установление границ: можно лошадь привести к воде, но нельзя заставить ее пить.
1) - Мы заканчиваем играть и идём мыть ручки.
Останавливаем игру, блокируем. Или, если есть силы, останавливаем игру и тащим мыть руки.
2) - На завтрак манная каша.
- А я хочу рисовую.
- На завтрак манная каша.
Задача: сообщить, как будет.
3) о, прям Маришин случай!
- Мы идём гулять, пойдешь с нами?
- Нет, я хочу остаться дома.
- Хорошо.
- Я вам не нужна!
- Ты нам очень нужна, пойдем с нами.
- Нет, не пойду.
И так часами.
У ребенка иллюзия, что он может родителем управлять. Говорить, как будет, и быть четче.
Все, как и советовала udacha.mi
***
В разных местах могут быть разные границы. Это нормально, это не поломает логику ребенку. Мама не даёт играть своей косметикой, а свекровь даёт. Но если ребенок переносит правила из одного места в другое, то границу обозначаем жёстко. То же самое про сад, школу, армию: там свои правила, там их и объяснят. Если вы привозите детей на другую территорию, то действуют правила другой территории.
***
Если у ребенка 4-11 лет не установлены границы, то их можно и нужно ставить! Но ребенок уже не объект, а субъект, на свой вопрос "почему?" он должен получить ответ.
***
Судя по тому, как родители хлопают на слова "Победа будет за вами!", всем не хватает этой уверенности.
***
Ребенок 7 лет не делает уроки. Попытки договориться не помогают.
Попытка договориться подразумевает возможность выбора.
1) можно взять ответственность на себя и установить, как оно будет.
2) можно договориться= принять выбор. Напоминаешь об уроках, потом ещё напоминаешь о последствиях.
Если ребенок зависает между двумя этими вариантами, то есть попытка договориться не подразумевает того, что его мнение услышат, это порождает агрессию.
Сейчас буду слушать Мурашову же про границы.
Upd. Многие вещи я уже знала от udacha.mi.
***
Границы ставятся и проверяются всю жизнь.
1. Этап установления границ:
вначале жданный и любимый ребенок уверен, что все крутится вокруг него (первый год).
Базовое доверие к миру формируется до года (!)
С освоением мира ребенок сталкивается с запретом и это его не бесит, потому что мир многообразен и широк (есть чем заняться)
В 1,5-2 года осознает, что есть запреты, и запускается биологическая программа исследования правил мира.
Как отличить 2 исследования: исследование мира - смотрит на объект исследования, исследование запрета - смотрит на того, кто запретил (а что будет?).
Границы должны быть установлены жёстко и четко.
Способы работы ребенка с границами:
1. Агрессия, требование, истерика до синевы.
2. Нытье.
3. Манипуляция, лавирование и вбивание клиньев между родными ("А бабушка мне разрешает...").
читать дальше
Объяснения причины запрета до 3х лет - белый шум до момента, когда ребенок задаёт вопрос "Почему?", тогда он готов узнать причинно-следственную связь.
Притча 4. Про двух начальников, у которых надо подписать бумаги.
Первый спокойно подписывает, но только по вторникам и средам, а в остальные дни нет.
Второй начальник подписывает всегда, но иногда перед ним надо сплясать, иногда поплакать, а иногда вообще ничего не поможет.
К какому хочется самому ходить? К какому ходит ваш ребенок?
Если не успели обсудить какой-то запрет, то кто первый встал, того и тапки: первый запретил, второй поддержал, потом обсудили.
Если в принципе можно, то сразу дать, а не ждать, пока ребенок наорется, потому что если через 40 минут ора разрешили, значит, уже было можно.
2) если биологическая программа получила четкую обратную связь, то дальше переход на более цивилизованный уровень: ребенок спрашивает разрешения.
Если границы поставлены плохо, то этот архаический способ вылезет в подростковом возрасте. Агрессия, будет нерешительным или будет идти напролом.
В школе будет проверять учителя "тычком" (а что сделают?): не сделал, не задавали, а у меня нет. И так до смерти.
Если в детстве это происходит без участия ребенка, то в старшем возрасте нужно участие самого человека.
Установление границ: можно лошадь привести к воде, но нельзя заставить ее пить.
1) - Мы заканчиваем играть и идём мыть ручки.
Останавливаем игру, блокируем. Или, если есть силы, останавливаем игру и тащим мыть руки.
2) - На завтрак манная каша.
- А я хочу рисовую.
- На завтрак манная каша.
Задача: сообщить, как будет.
3) о, прям Маришин случай!
- Мы идём гулять, пойдешь с нами?
- Нет, я хочу остаться дома.
- Хорошо.
- Я вам не нужна!
- Ты нам очень нужна, пойдем с нами.
- Нет, не пойду.
И так часами.
У ребенка иллюзия, что он может родителем управлять. Говорить, как будет, и быть четче.
Все, как и советовала udacha.mi

***
В разных местах могут быть разные границы. Это нормально, это не поломает логику ребенку. Мама не даёт играть своей косметикой, а свекровь даёт. Но если ребенок переносит правила из одного места в другое, то границу обозначаем жёстко. То же самое про сад, школу, армию: там свои правила, там их и объяснят. Если вы привозите детей на другую территорию, то действуют правила другой территории.
***
Если у ребенка 4-11 лет не установлены границы, то их можно и нужно ставить! Но ребенок уже не объект, а субъект, на свой вопрос "почему?" он должен получить ответ.
***
Судя по тому, как родители хлопают на слова "Победа будет за вами!", всем не хватает этой уверенности.
***
Ребенок 7 лет не делает уроки. Попытки договориться не помогают.
Попытка договориться подразумевает возможность выбора.
1) можно взять ответственность на себя и установить, как оно будет.
2) можно договориться= принять выбор. Напоминаешь об уроках, потом ещё напоминаешь о последствиях.
Если ребенок зависает между двумя этими вариантами, то есть попытка договориться не подразумевает того, что его мнение услышат, это порождает агрессию.
В данной статье я хочу отразить ответы и выводы, основанные на гуманистичной модели развития личности Гордона Ньюфелда.
Почему для родителя так трудно ставить запрет своему малышу? В момент, когда мы что-либо запрещаем своим детям, в нас моментально поднимается весьма неприятное чувство, чувство вины. Ощущения являются столь некомфортными, что от них хочется оградить себя, уклониться и поскорее отделаться. Но избавляться от данного чувства весьма небезвредно, потому как вытесняя чувство вины, мы автоматически теряем очень нужную составляющую отношений – заботу, которая важна для того, чтобы воспитывать ребенка, растить его, помогать ему исследовать и адаптироваться к жизни. Само выражение «загладить вину» подразумевает в себе более трепетное и особенно чуткое проявление заботы в отношениях. И если родитель чувствует дискомфорт, боль, сострадание, вину в ситуациях, когда ребенка накрывает волной слез, это заглаживание помогает ребенку справиться со своей обидой в любящих и нежных руках. При этом те острые эмоции, которые испытывает ребенок в момент столкновения с запретом, не травмируют его, а помогают измениться там, где невозможно изменить ситуацию.
Возможна ли жизнь ребенка без слова «нет»?
Зачастую родные и близкие настолько боятся и трудно переносят слезы ребенка, что готовы сделать все, что угодно, только бы остановить, прекратить возмущение. Но слезы являются важнейшим механизмом в развитии человека, в его адаптации к превратностям жизни. Они помогают смириться с тем, что не работает, отпустить ситуацию, принять тот факт, что не все может получаться так, как нам хочется. Именно через слезы и грусть в эмоциональной части мозга (лимбической системе) происходят процессы, которые помогают человеку адаптироваться к «неработающим» ситуациям. Очень важным моментом в детских слезах является тот факт, что родителю нужно разрешить плакать, разрешить горевать, сопереживать в данный момент малышу, жалеть его и поддерживать, несмотря на то, что непосредственно сам взрослый минуту назад выставил запрет. В данном случае мы запрещаем какое-либо действие, но не запрещаем эмоции, которые вызвало данное ограничение.
Может ли ребенок услышать спокойно сказанное «нет»?
Я думаю, каждый родитель сталкивается с тем, что запрет нужно повторять неоднократно, а ребенок при этом не воспринимает отказ. Как следствие, в голосе родителя, как минимум, начинает возрастать раздражение. И вот ребенок уже вроде бы и слышит «нет», но со временем начинает прослеживаться тенденция, что голос с каждым разом приходиться повышать все больше, срываться на крик, а ребенок так и не слышит наше условие с первого раза. Ставить четкие запреты порой бывает очень сложно. Настраивать интонацию сопоставимо с настройкой инструмента, чуть перекрутил струну – фальшивит, недокрутил – фальшивит. Одно слово, произнесенное с различными интонациями, может привести к совершенно противоположным последствиям. Четко сказанное и в то же время доброе “нет” вероятнее всего вызовет горькие слезы, либо агрессивный выпад, и это естественная детская реакция на запрет. Но жесткое и раздражительное “нет” порождает тревогу, очень глубокое ощущение, сложное для осмысления и идентификации. И, как следствие, накопленная тревожность порождает ту самую глухоту к нашим словам, а также проблемы в поведении ребенка.
Однако следует уточнить момент, когда ограничение следует из чрезвычайной опасности. Когда ребенок бежит за мячиком на проезжую часть, когда перевешивается через ограждение на опасной высоте, когда не видит опасно раскачивающейся качели рядом с собой. В такие моменты “нет” может звучать на повышенных интонациях, и голос родителя должен передавать тревогу и опасность данных ситуаций. Лично мой голос в обстановке повышенной опасности срывается настолько сильно, что его слышит водитель машины на парковке, а сын цепенеет моментально.
Суть данного разъяснения в том, чтобы использовать резкие ноты в голосе действительно в экстремальных ситуациях, тогда ребенок останется восприимчив к таким интонациям.
Стоит ли объяснять причину поставленного запрета?
С одной стороны, бывают ситуации, когда причина запрета – весомый аргумент в постановке самого запрета. Например, сладкое разрешено только после основной еды. То есть, в принципе, сладкое ребенку разрешено, но не в любой момент времени. Либо мы не можем сейчас надеть кроссовки, потому как на улице холодно, но когда потеплеет – ты будешь ходить именно в них. Однако, с другой стороны, излишнее выискивание причин может затормозить процесс адаптации. Всем известны ситуации с «почему?». Диалог с этим вопросительным словом может длиться нескончаемо: «А почему нельзя сладкое до еды? А почему для животика небезопасно? А почему сладости не еда? А почему нельзя, если мне очень хочется?» – список можно продолжать, но в какой-то момент стоит остановить дискуссию и дать ребенку принять тот факт, что сладости до еды мы не едим. Наши желания – это производные наших эмоций, и фактически до семи лет аргументы не способны урегулировать эмоциональную составляющую действий ребенка. Мозг малыша еще слишком незрелый, чтобы выполнять данную функцию, функцию сознательной регулировки собственного поведения. Потому важным компонентом развития мозга ребенка является процесс адаптации, процесс принятия, который скрывает под собой море слез.
В завершение подведу итог вышеизложенному: «нет» – очень важное и необходимое слово в жизни ребенка, но все эмоции, связанные с запретом, ребенку необходимо проживать в заботливых руках близких. Постепенно, естественно помогая ребенку принимать жизненные несправедливости, мы помогаем ему крепнуть, не ломая и не зажимая в эмоциональном развитии.
Автор Даша Захарова
Ссылка на саму лекцию нужна?
Ты знаешь, как можно подключиться к ЛитРес, как к библиотеке?
И там брать книги, как в обычной библиотеке.