Написала мне тут знакомая, у которой сыну сейчас год и три месяца. Ну, потрепались о том, о сем, а потом она задает вопрос: "А что уже умеете? Читаете? Рисуете?" (кстати, про это королевское "мы" я давно хочу написать!) Ага, конечно! В 11 месяцев. И задумалась я, забеспокоилась и заботилась извечным вопросом: "Может я плохая мать?" Воспользовалась я давно знакомой мне техникой под названием "Сядь и подумай, чего ты в итоге хочешь".
Села, подумала, отбросила социальное давление (а после всех двух прочитанных книг по маркетингу меня немного отпустила моя зависимость от чужого мнения) и надумала.
Чем Мариша сейчас занята? Что ее интересует? Мариша сейчас учится ходить. Делает это самозабвенно, за две руки уже носится вприпрыжку. Часто ходит не к какой-то цели, а ради того, чтоб вновь и вновь ощутить свои возможности: так и ходит туда-сюда. Хрюкает, вопит, хохочет в процессе.
Нормально ли ее развитие? Да. Она ходит за ручку и несколько секунд может простоять. Она показывает ушки, носик и пупочек (глаз учить боюсь, а рот неудобно =)). Говорит "мама", "папа", "бух", "ааа" (на кошку. Раньше было "иии", видимо, от "киса", а теперь "ааа" от "Санта"), "няняня" (не знаю, что значит), на днях появилось чавканье, когда видит, как кошка слизывает мальт-пасту. Дочка доходчиво объясняет, чего она хочет, а чего нет. Пытается сама есть ложкой.
Интересуется ли она книгами? Да. Листает, мнет страницы, грызет корешки. В музыкальных книжках (кстати, серия "Маша и медведь" отвратительна, на мой взгляд) нажимает кнопочки.
Можно ли ее научить читать и читать ей постоянно? Мне кажется, нет. Она не хочет сидеть на месте, она хочет ходить, поднимать с пола разные вещи, стучать по столикам и полкам, отлеплять и прилеплять магниты, вытаскивать и убирать одежду из ящиков. Если и сидит, то перебирает игрушки, открывает и закрывает коробочки, прячет в них и вытаскивает какие-то предметы.
Так надо идти за ребенком! Дать возможность пооткрывать ящики, поэкспериментировать с разными емкостями, попробовать есть ложкой из миски и пить из чашки. Ходить по квартире, учить слезать и залезать на диван и приступочку-лесенку, щелкать выключателем, катать тележку.
Но как привить любовь к книгам? Ребенок должен видеть родителя с книгой. Книги не должны отбираться. Можно выделить пару полок с крепкими детскими книжками и с ненужными взрослыми (чтоб тонкие странички были не в новинку), чтоб ребенок колупался.
А когда у дочери будет период затишья, я ей обязательно почитаю, покажу картинки и т.д. Пока я ей читаю наизусть. И мне польза, и ей успокоение.
С рисованием все еще проще: дочка либо машет карандашом, рискуя выколоть себе глаз, либо все тянет в рот (включая крем, который я на нее мажу). Будет она рисовать? Будет. Но позже, когда это будет необходимо ей и не будет забирать столько нервов у меня.

А сейчас я буду с ней ходить, кидаться предметами, ловить кошку, показывать всякое и развивать речь.
Про речь хорошо тут:
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=104307
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40388
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=283809
Цитата для себя: "Словом считается любой слог или звук несущий в себе ПОСТОЯННЫЙ смысл" (forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=36011) То есть это может быть "И-и-и" в значении "киса", и это считается словом!