От 17 июня.
Все эти курсы по подготовке к родам — ерунда. Готов ты или нет, если процесс пошел, то деваться тебе некуда. А вот подготовка к материнству — необходимая вещь.
Вы думаете, что младенец — неподвижный кабачок, с которым можно делать все, что угодно? Фигушки. Попробуйте одеть извивающегося, хаотично всплескивающего руками, дрыгающего ногами и орущего малыша, которому надо поддерживать голову и желательно ничего не сломать, и не заработайте тик.
Первый месяц ты находишься постоянно в измененном состоянии сознания, которое больше похоже на горячечный бред. Только в лихорадке за тобой ухаживают, а тут ты должен заботиться о малыше 24 часа в сутки. Но это Бог с ним, главное испытание не это.
Настоящий бич молодой матери — посторонние люди: дальние родственники, друзья, сердобольные прохожие. Иначе бы не появились бы футболки фирмы "Мать-ехидна" с разъяснением, что ребенку не жарко, не холодно, он не голодный и т.д. А на днях и Сережа сказал, что "самое трудное в жизни молодой матери — не вынужденная изоляция от общества, а бесконечные советы". Вот я и решила обобщить все, что достало меня за почти 4 месяца жизни моей дочери.
1. Страна советов. Как только люди видят молодую маму, как у них сразу замыкает мозг, и их язык, минуя сознание (иным это не объяснить), выдает кучу советов разной степени приличия. Излюбленные:
— не приучай к рукам. Холиварнейший из холиваров всех времен и народов. Формулировка убийственна: будто младенчик вырывается, а ты его насильно удерживаешь. Я не знаю, что делать с плачущим грудным ребенком, кроме как взять на руки и утешить. И прекрасно понимаю дочь, которая уже изучила потолок во всех комнатах, поэтому жаждет изучать окружающий мир и глядеться в зеркало, а пока это возможно только на руках.
— ребенку полезно поплакать, не утешай сразу. У кого как, а моя дочь может как успокоиться, так и в истерику уйти.
— ребенок должен есть по режиму! Жаль, что ребенок не знает, что он кому-то что-то должен.
— а теперь давайте второго! Ага, схватила мужа и побежала. А сами чего не?
Плюс самостоятельное засыпание, пустышки и прочее...
Подобный набор выдавал почти каждый гость, который оказывался в доме. Сначала я сомневалась, потом переживала, сейчас следующий, кто скажет мне скорбно, что я приучила ребенка к рукам, рискует стать героем (см. Лурк).
2. Нормативы. Попытки сравнить ребенка с нормой и опять надавать советов, как его, бедного, в эту норму впихнуть. Странно, в образовании все так борются за индивидуальный подход, а младенчики должны есть, спать и испражняться в соответствии с какими-то нормами. Нормы нужны в медицине.
Поэтому не надо рядом с молодой мамой всплескивать руками и говорить: "Караул! Ребенок спит на руках!/ Ест так долго!/Гуляет только полтора часа!/Не цитирует Пушкина! etc".
3. Загребущие ручонки. Не трогайте детей, не спросив разрешения у родителей. Они знают, как малыш отнесется к тому, что незнакомая тетя или дядя дергают за руки и ноги, сюсюкая при этом так, будто у них выбиты зубы и говорить нормально они не в состоянии. Представьте, что вас обступили незнакомцы почти в три раза больше вас, которые громко говорят и дергают вас за руки и ноги с непонятными намерениями.
4. То же самое относится к хватанию ребенка на руки. Я, помнится, испытала жуткий стресс, когда оставила дочь на руках у родственника, а вернувшись, обнаружила ее у одной малознакомой гостьи на руках. Это иррационально: тонкая душевная организация вкупе с гормонами творит страшные вещи.
Все высказанное взаимосвязано: желание запихнуть ребенка в норму приводит к куче советов по этому самому впихиванию, что свидетельствует о том, что мнение родителей никого не колышет, главное, себя проявить. А из этого происходят и хватание ребенка.
Ну, о том, что не стоит подходить на улице к коляске с плачущим малышом, делать ему козу и говорить: "Ну-ну, нельзя плакать!" (реальный случай) или дарить маме алкоголь или шоколад, я говорить не буду.